Лотки прикромочные
Лотки прикромочные водосборные Серия 3.503.1-66 | ||||
Наименование |
Размеры (ДхШхВ, мм) |
Объем, м3 | Масса, т | Цена за 1 ед. с НДС, руб. |
Лоток Б1-18-50 | 1000х500х230/180 | 0,087 | 0,215 | 1047 |
Лоток Б1-22-75 | 1000х750х270/220 | 0,16 | 0,38 | 1715 |
Лоток Б1-18-75 | 1000х750х230/180 | 0,13 | 0,31 | 1607 |
Лоток Б1-20-75 | 1000х750х250/200 | 0,14 | 0,35 | 1583 |
Лоток Б1-20-50 | 1000х500х250/200 | 0,09 | 0,22 | 1170 |
Лоток Б2-22-40 | 500х375х220/180 | 0,038 | 0,09 | 733 |
Лотки прикромочные представляют собой элементы водоотводных устройств системы дорожного водоотвода. Водоотводной прикромочный лоток различается по размерам, форме поперечного сечения, и другим параметрам. Выделяют четыре основных вида данных лотков. Лоток прикромочный Б1-18-50 является наиболее часто используемым и востребованным блоком. Многие проекты рекомендуют использовать Лоток прикромочный Б1-20-50, который обладает большей высотой по отношению к первому блоку лотка.
При необходимости сбора большего количества воды применяется Лоток прикромочный Б1-20-75 и его увеличенная по высоте копия Лоток прикромочный Б1-22-75. Разница высот данных лотков составляет всего 20мм.
Интересно отметить, что в Серии
Лоток прикромочный Б2-22-40 является четвертью лотка Б1-22-75 и устанавливается в тех местах, где цельный лоток ввиду своих размеров не поместится. Не многие заводы ЖБИ изготавливают лоток Б2-22-40, поэтому зачастую дорожные строители получают данное изделие путем распила лотка Б1-22-75 продольно, а затем поперек. Часто лотки Б2-22-40 используют в качестве четвертей к Б1-20-75.
Работоспособность водоотводных прикромочных лотков оказывает прямое влияние на транспортно-эксплуатационные показатели автодорог. Неудовлетворительная работа водоотводных сооружений как правило приводит к скоплению воды на поверхности дорожного покрытия, ее проникновению через обочины в грунт земляного полотна, а это в свою очередь приводит к появлению трещин и швов в покрытиях. Важно понимать, что все возникающие в земляном полотне разрушения полностью устраняются только в периоды проведений работ по реконструкции автодороги. Выпадающие в летний период дождевые осадки, прямым образом оказывают влияние на состояние покрытия и общую безопасность движения автотранспорта. Находящаяся на дорожном покрытии вода провоцирует возникновение водяного клина в зоне контакта шин колес автомобиля с дорожным покрытием. Это приводит к появлению неприятного эффекта аквапланирования, колеса автомобиля могут полностью потерять продольное и поперечное сцепление с дорогой.
Рассмотрим схему работы прикромочных лотков в действии. При выпадении атмосферных осадков происходит свободное стекание воды с поверхности проезжей части автомобильной дороги к обеим сторонам обочин. Именно там устанавливаются водосборные лотки прикромочные. Атмосферные осадки смывают с поверхности проезжей части и прилегающей к ней территории пыль, мусор, частицы почвы. Это ведет к загрязнению поверхностных стоков. По этой причине дорожно-ремонтные службы регулярно проводят работы по очистке лотков прикромочных.
Лоток прикромочный Б1-18-50 (или любой другой вид лотка) недопустимо устанавливать не вровень с поверхностью проезжей части. Объясняется это тем, что у лотка прикромочного будет происходить аккумуляция воды, что крайне недопустимо. Лоток прикромочный Б1-20-50 устанавливают на автодорогах по всей территории России в соответствии с типовыми решениями. Также как и лоток Б1-18-50 он изготавливается методом вибропрессования, что придает ему высокие показатели по морозостойкости, водонепроницаемости. Лоток Б1-20-50 устойчив к агрессивным воздействиям.
Прикромочные лотки Б1-18-50 устанавливают на стыках кромки проезжей части и обочин непосредственно до начала работ по устройству слоев дорожного покрытия. Прикромочные лотки Б1-20-50 устанавливают на цементобетонное основание. Обязательна предварительная разбивка, использование шаблона уровня и нивелирной рейки. После установки лотка Б1-20-75, а также доборов Б2-22-40 в правильном положении швы между лотками заполняют цементным раствором. По окончании установки лотков Б1-18-75 все пазухи примыкания с цементобетонным покрытием заполняются цементобетонной смесью, а пазухи примыкания лотков с асфальтобетонным покрытием заполняют асфальтобетонной смесью. Для того, чтобы поверхностные воды не попадали в слои дорожной одежды, возможна промазка узла сопряжения водосборного лотка прикромочного Б1-20-75 и дорожного покрытия специальной мастикой. Небольшой заходом мастики на лоток Б1-20-75 является обязательным.
Типовой прикромочный лоток Б1-18-75 должен подвергаться регулярному осмотру. При выявлении разрушений должна происходить заделка трещин, выбоин или замена лотка Б1-18-75.
На отдельных участках в местах сужения используют прикромочные лотки Б2-22-40, так называемые четверти от цельного блока лотка Б1-22-75.
Считается, что значительную часть разрушений водоотводных устройств предопределяют неудовлетворительная организация строительных работ по их монтажу, несоблюдение технологического регламента, отсутствие надлежащего контроля качества. Это исходит из отсутствия четких рекомендаций и инструкций по выполнению работ при устройствах сооружений дорожного водоотвода. На практике должны быть соблюдены технологические последовательности, крайне недопустимо использование материалов низкого качества, а также отклонения от проекта, несогласованные с проектными организациями. Все это в дальнейшем приводит к неудовлетворительной работе систем водоотвода с автодорог.